Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 24.09.2017, 18:46
Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Форум » Обсуждение докладов конференции » Трансгрессия социокультурного пространства (2015) » Барсукова М.И. (Бюрократизм и формализм как неэффективные механизмы...)
Барсукова М.И.
АдминистраторДата: Воскресенье, 01.02.2015, 08:17 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 345
Репутация: 0
Статус: Offline
Бюрократизм и формализм как неэффективные механизмы управления учебным процессом в системе высшего профессионального образования
Прикрепления: 8132922.docx(21Kb)
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Воскресенье, 01.02.2015, 09:55 | Сообщение # 2
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Мария, благодарю за докладВы описали негативные формы современной образовательнойпарадигмы. Но совсем не обозначили, какую парадигму Вы сами видите? Какие
перспективы обозначили?
 
vlad_zДата: Воскресенье, 01.02.2015, 15:16 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 18
Репутация: 0
Статус: Offline
Добрый день! На мой взгляд, ошибочно рассматривать бюрократию исключительно как зло. Бюрократия, будучи общественно-политическим феноменом, имеет как свои плюсы, так и минусы. Так, еще М. Вебер писал, что хоть бюрократия и ограничивает инициативу, ее неоспоримым достоинством является способность обеспечивать принятие решений по общему критерию, а не по личному капризу.

Сообщение отредактировал vlad_z - Воскресенье, 01.02.2015, 15:18
 
MariyaBar9683Дата: Понедельник, 09.02.2015, 19:32 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
Оксана Александровна, спасибо за вопрос!
Если рассматривать уже имеющиеся и описанные образовательные парадигмы,то я в большей степени склоняюсь к гуманистической, которая основана на субъект-субъектных отношениях и ставит в центр внимания студента как свободную и независимую личность, имеющую потребность в саморазвитии.
Жизнь от выпускников требует владения творческим опытом, которым можно овладеть только в условиях креативного образования. Поэтому встаёт вопрос об опережающей функции образования, так как современная жизнь несколько динамичнее, чем педагогика. Оно должно предвидеть жизненные тенденции и своевременно реагировать, компетентно, в соответствии со временем и даже опережая его.
Процесс, реализующий принципы этой образовательной парадигмы, как мне кажется, должен основываться на совместном (как со стороны студента, так и со стороны преподавателя) стремлении к постоянному росту, анализу изменяющейся реальности, поиску новых решений и предполагает постоянное увеличение времени на самостоятельную и практическую работу у студентов, что позволит быть активным в творческом познании на семинарах, лабораторных, участвовать в дискуссиях, овладевать проектными методиками и др.
И если наше общество нуждается в индивидуальности, уникальности и творчестве своих членов, то таким и должно быть образование: свободным и демократичным. Но проблема заключается в том, что иметь, креативно мыслящих и обладающих аналитическими способностями, граждан для власти не всегда выгодно. Правящие элиты, как известно, в первую очередь стремятся удержать свою власть, для чего пользуются различными технологиями манипуляции. Очевидно, что манипулировать и управлять легче теми людьми, которые не понимают объективной ситуации. А людьми, умеющими видеть за процессами их истинные причины и прогнозировать последствия, управлять сложнее, следовательно, власти их опасаются.


Добавлено (09.02.2015, 19:32)
---------------------------------------------
vlad_z,благодарю за замечание!
Полностью с Вами согласна. В бюрократии есть свои плюсы и М. Вебер рассматривал её как положительное явление, под которым он понимал рациональную работу учреждений, где сведены к минимуму экономические и временные затраты. Но в последствии стали разграничивать такие понятия как бюрократия и бюрократизм. Бюрократизм стал ассоциироваться с волокитой, разрастанием чиновничьего аппарата, отчуждённостью от труда и др. И в своём докладе я попыталась сконцентрировать внимание на минусах в образовательной системе, который привнёс с собой бюрократизм.


Сообщение отредактировал MariyaBar9683 - Понедельник, 09.02.2015, 19:34
 
ЛюдмилаДата: Вторник, 10.02.2015, 12:08 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Репутация: 1
Статус: Offline
Мария, здравствуйте! Спасибо за интересный доклад и ответы на вопросы! Хотелось бы уточнить следующее: в своей практике мне не часто попадаются студенты, которые творчески подходят к процессу обучения. Гораздо удобнее многим взять чужое исследование, преподнести в аудитории его результаты и считать, что ответ на поставленный преподавателем вопрос имеется. Многие на наших занятиях впадают в ступор от довольно простых вопросов по существу выступления. Как Вам видится, когда студента можно выпускать в свободное плавние при подготовке домашних заданий? Поделитесь своими наблюдениями, пожалуйста!
 
АндрійДата: Вторник, 10.02.2015, 12:59 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 369
Репутация: 11
Статус: Offline
Здравствуйте. Спасибо за доклад.
Меня очень заинтересовали Ваши ответы на поставленные вопросы:
1. Так, Вы пишете "я в большей степени склоняюсь к гуманистической, которая основана на субъект-субъектных отношениях и ставит в центр внимания студента как свободную и независимую личность, имеющую потребность в саморазвитии." - к сожалению, очень большАя часть современного студенчества приходит в вуз только лишь за корочкой, не выказывая никакого интереса к образовательному процессу, просто отсиживая часть лекций и семинаров, и просыпая или прогуливая другую их часть, делая творчески задания абы-как. То есть, по сути, потребность в саморазвитии там отсутствует, есть лишь потребность в корочке как проводнике при дальнейшем продвижении. Что делать и как быть с этой частью студенчества? В какой парадигме их рассматривать? Ведь если взять самую простую ситуацию: какую оценку ставить? Если студент/-ка даже на тройку не наработал, все равно же ставят три, лишь бы отвязался.

Добавлено (10.02.2015, 12:59)
---------------------------------------------
2. "Жизнь от выпускников требует владения творческим опытом, которым можно овладеть только в условиях креативного образования. Поэтому встаёт вопрос об опережающей функции образования, так как современная жизнь несколько динамичнее, чем педагогика." - это все, конечно, очень интересно, но преподаватель ведь не клоун. В том плане что всем не угодишь, всегда будут недовольные, и недовольных больше всего будет как раз среди наиболее инертной части студентов. Какие Вы методы могли бы предложить для изменения подхода в преподавании и повышения заинтересованности?
3. "должен основываться на совместном (как со стороны студента, так и со стороны преподавателя) стремлении к постоянному росту" - а если нет у группы студентов такого стремления, как быть? преподаватель-то разовьется, на то он и преподаватель - ему либо интересно саморазвитие, либо ему за это платят. А что делать с инертными? Если большинство группы инертно - никакого интересного семинара просто не выйдет.
4. "Правящие элиты, как известно, в первую очередь стремятся удержать свою власть, для чего пользуются различными технологиями манипуляции. Очевидно, что манипулировать и управлять легче теми людьми, которые не понимают объективной ситуации" - согласен. И при этом активно ведутся не только студенты, но и сами преподаватель, задыхаясь в идолопоклонческом экстазе.


С уважением,
Андрей Завьялов
 
MariyaBar9683Дата: Среда, 11.02.2015, 13:33 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
Людмила Анатольевна, спасибо за вопрос!
Мне кажется, что студентам нужно с первого курса давать определённую свободу, не загонять в рамки и дать понять, что знания он должен добывать сам, преподаватель может лишь заинтересовать, дать толчок в виде определённой базы знаний и дать методологию познания. И студенты зачастую, к счастью, свободны при подготовке к семинарским занятиям. Другое дело, что студенты бывают разные, кто-то способен пойти дальше установленной темы, копать глубже, искать противоречия, кто-то нет (ему это либо не интересно, либо он не хочет). Следовательно, задача преподавателя: не сломать творчески мыслящих и помочь раскрыться тем, кто обладает потенциалом, но ещё не проявил себя (не верит в свои силы, боится и др.). Если же студент ничем не интересуется, пришёл только за корочкой, и не может даже выучить нужный материал, то не стоит его держать в вузе.

Добавлено (11.02.2015, 13:33)
---------------------------------------------
Здравствуйте, Андрей! Спасибо за комментарии и вопросы.

Как мне кажется, какую парадигму не возьми за основу, всё равно будут студенты, не умеющие или не хотящие учиться. Не знаю насколько уместно провести параллель с учением А. Дж. Тойнби, но он писал, что для того, чтобы повести за собой инертное большинство, необходимо творческое креативное меньшинство. Поэтому, главное, это в существующей системе дать раскрыться творческим и талантливым, не губить их формализмом. И, возможно, оставшаяся часть, спящая на занятиях, если не начнёт себя активней проявлять, то хотя бы проснётся и послушает.  Задача же педагога – помочь раскрыться. Возможно, один из способов, это доверять студенту (больше ответственности на всех, а не только на отличниках) и не давать почувствовать студенту, что он глупее других. Если преподаватель поверит в студента, то, мне кажется, и студенту будет проще поверить в себя. Но это, конечно, не изменит всего и студенты, пришедшие только за корочкой останутся. Здесь я повторюсь (выше писала на вопрос Людмилы Анатольевны), что, если студент не может элементарно выучить нужный материал, то не стоит его держать в вузе, ни за деньги, ни из жалости.



Сообщение отредактировал MariyaBar9683 - Среда, 11.02.2015, 12:50
 
ЛюдмилаДата: Пятница, 13.02.2015, 11:34 | Сообщение # 8
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Репутация: 1
Статус: Offline
Спасибо за Ваши ответы, Мария! 
Возможно, я открою здесь страшную тайну, но пострадать приходится именно преподавателям от нежелающих чего-либо слышать студентов как раз потому, что есть (тут завуалирую) отдельные сложные технологии для доказательств бесперспективности обучения того или иного существа. Потому и бывают те, кто, как выразился Андрей, ставят "маленькие троечки", чтобы не тратить свое время впустую. Тогда у меня вопрос к вам, участники студенческих аудиторий: будьте экспертами, назовите относительно действенные методы воздействия на студентов, на Ваш взгляд.
 
MariyaBar9683Дата: Воскресенье, 15.02.2015, 12:36 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
Спасибо, Людмила Анатольевна, за вопрос!

Да, полностью с Вами согласна, преподавателям в этих условиях приходится очень нелегко. Сложно предложить универсальный метод воздействия на студентов, заставляющий их учиться. Здесь, наверное, должен присутствовать индивидуальный подход, многое зависит от личностных характеристик отдельного студента. Для кого-то эффективен метод принуждения (плохая оценка, угроза отчисления и др.), для кого-то метод поощрения (одобрение, доверие, освобождение от каких-либо заданий и др.). Часто студенты обладают собственной внутренней мотивацией к учёбе, и вузу необходимо создавать условия для того, чтобы студент мог, не прерывая учебного процесса, удовлетворять свои потребности: для кого-то это потребность в материальном поощрении (премии, стипендии), для второго - потребность в саморазвитии, для третьего – потребность в успехе и признании и др. В некоторых случаях работает метод применения харизмы (к числу харизматических характеристик личности преподавателя можно отнести: широкий кругозор, отличные риторические способности, энергичность поведения и способность заразить им окружающих, независимость характера, достойная и уверенная манера поведения и др.), в случае, если преподаватель обладает авторитетом в глазах студенческой аудитории, то студенты будут стремиться соответствовать и не упасть в грязь лицом перед своим педагогом.


Сообщение отредактировал MariyaBar9683 - Воскресенье, 15.02.2015, 12:40
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Пятница, 20.02.2015, 13:31 | Сообщение # 10
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Мария,
прекрасный портрет харизматичного педагога вы нарисовали

Цитата MariyaBar9683 ()
харизматических характеристик личности преподавателя можно отнести: широкий кругозор, отличные риторические способности, энергичность поведения и способность заразить им окружающих, независимость характера, достойная и уверенная манера поведения и др.), в случае, если преподаватель обладает авторитетом в глазах студенческой аудитории, то студенты будут стремиться соответствовать и не упасть в грязь лицом перед своим педагогом.

как много вы знаете таких педагогов в реальности?

И как много студентов хотят равняться на своих педагогов? (ваш личный опыт)
 
MariyaBar9683Дата: Пятница, 20.02.2015, 17:19 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Репутация: 0
Статус: Offline
Оксана Александровна,спасибо за вопрос!
Да, к счастью, мне встречались такие преподаватели, и в школе и в институте. Не скажу, что их было много, но иногда достаточно и одного.
 
По поводу желания студентов равняться на своих педагогов – таких мало. Но опять же, если хоть одного ты заразил своим примером, уже хорошо.


Сообщение отредактировал MariyaBar9683 - Пятница, 20.02.2015, 17:20
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Понедельник, 23.02.2015, 06:56 | Сообщение # 12
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Мария,

благодарю за глубокий и неоднозначный доклад!
Он вызвал большое обсуждение и разные оценки.

Желаю вам большей уверенности в себе!

У вас все получится!

Путь в тысячу ли начинается с первого шага (Конфуций).

Так вот - первый шаг вы уже сделали. Идите по пути. И вас ждет признание!!!
 
Форум » Обсуждение докладов конференции » Трансгрессия социокультурного пространства (2015) » Барсукова М.И. (Бюрократизм и формализм как неэффективные механизмы...)
Страница 1 из 11
Поиск: