Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 24.09.2017, 18:53
Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Форум » Обсуждение докладов конференции » Трансгрессия социокультурного пространства (2015) » Гуринович Л.А. (Особенности построения образовательной стратегии)
Гуринович Л.А.
АдминистраторДата: Воскресенье, 01.02.2015, 08:07 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 345
Репутация: 0
Статус: Offline
Особенности построения образовательной стратегии
Прикрепления: 5314318.docx(20Kb)
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Понедельник, 02.02.2015, 12:08 | Сообщение # 2
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Людмила Анатольевна, благодарю за важный и актуальный доклад! 

Как вы думаете, массовизация высшего образования – это благо или вред для общества?


Сообщение отредактировал Полюшкевич_Оксана - Понедельник, 02.02.2015, 12:09
 
ЛюдмилаДата: Понедельник, 02.02.2015, 19:23 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Репутация: 1
Статус: Offline
Доброго времени суток, Оксана Александровна!
Спасибо большое за Ваш вопрос! 
Мне видится, что в целом говорить о массовизации высшего образования нет резона, поскольку статистика получающих высшее образование не подразделяется на тех, кто получает этот вид образования впервые или повторно, по дневной форме или заочно\дистанционно и т.д. Да, безусловно, количество высших учебных заведений выросло за последние 25 лет в два раза, однако нет данных, показывающих, каково соотношение первых и вторых видов получателей образовательных услуг, в каждом из данных случаев. Тем не менее, если исходить из логики постановки вопроса, то для тех, кому высшее образование необходимо для карьеры или смены работы, что является ведущими факторами получения высшего образования заочно\дистанционно, то массовизация - благо. Если говорить о снижении качества - то это вред. Однако не хочется поляризировать, тем более сегодня этим занялось руководство минобрнауки, применив максимальное заковывание высшей школы в формуляры и прочее. К тому же сегодня высшая школа в России развивается скорее по американскому варианту, нежели европейскому, несмотря на участие в Болонском процессе.
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Пятница, 06.02.2015, 05:07 | Сообщение # 4
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Людмила Анатольевна,
по вашему мнению, на образовательные стратегии студентов сам вуз может влиять? Как?
Или это только прерогатива рынка (вернее экономики) или родителей?
 
ЛюдмилаДата: Пятница, 06.02.2015, 10:57 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Репутация: 1
Статус: Offline
Добрый день, Оксана Александровна!
Формирование образовательной стратегии - проблема комплексная, в которой в разное время неравнозначное влияние оказывают родители и школа, сам студент и его друзья, вуз и работодатели. Говоря о вкладе вуза в формирование данного эелемента жизненного пути человека, можно отметить, что сегодня вуз включен больше даже не в профориентационну. деятельность, а именно в процесс формирования отношения к образованию и мировоззрения в отношении образования как ценности. Коллеги по конференции уже отмечали в своих докладах, что при получении первого высшего образования для абитуриента важны не слишком большое количество факторов: апломб (что влияет на выбор престижных вуза и направления обучения), мнение друзей-родителей-учителей (или, я бы их назвала, нормативной группы) и наличие необходимых результатов экзаменов. Затем, когда 20 июня стартует гонка под названием "Выбери место, где попробуешь учиться", абитуриентам и их рожителям становится не до профориентационных забав, нужно успеть везде. Здесь вуз выходит на первый план в том случае, если удобно расположены места подачи документов, обходительны, вежливы и корректны работники при приеме документов, соблюдаются более-менее комфортные условия (например, если электричка, пришла в 8.40 утра, а приемная комиссия работает с 10 часов, мы вполне можем потерять потенциального получателя услуг). И уже в конце июля поступающие возносятся на относительную высоту самомнения, потому что начинают интересоваться их мнением по поводу поступления в конкретное место обучения, то есть они для себя выглядят очень важными персонами. И здесь вузу очень важно не переступить черту, не скатиться до уговоров, потому что у ИГУ, например, конкурс есть всегда, следовательно, уговаривать = показывать сложность в наборе на бюджетные места. В то же время работа с абитуриентами и их родетелями, имеющимси намерение постапать по контракту, должна вестись персонально и очень корректно, с предоставлением полноты информации и ознакомлением с условиями оплаты заблаговременно. Следующий этап - этап первого разочарования в выбранной профессии - наступает, на мой взгляд на втором курсе хотя коллеги-исследователи относят этот период на третий курс). Он связан с первыми пробами профессиональной деятельности (даже если этьо всего лишь прохождение учебной деятельности), оцениванием сходных направлений обучения в других вузах, с первым трудовым опытом, если студент решается идти на подработку. И здесь именно вуз играет первую скрипку в том, какой выбор сделает студент, будет ли продолжать обучение в данном конкретном вузе. И если для студента, обучающегося по бюджету, альтернатив уже почти нет (только уверенность, что с теми выскоми результатами, что были по результатам ЕГЭ он сможет перепоступить в другой вуз), то для обучающихся по контракту важно многое: и как относится администрация к студентами, и насколько преподаватели умеют давать необходимый в дальнейшей жизни материал (практицизм был всегда, это не новая категория), и насколько сложились отношения в группе. А уже на старших курсах формируются навыки совмещения работы и учебы, построения стратегии непрерывного образования и начинается просчет тех дисциплин, которые, несомненно, понадобятся. Здесь идет очень рациональное считывание ресурса вуза с целью дальнейшего выбора. И сегодня это становится невероятно актуальным, когда после бакалавриата студенту желательно поступать в магистратуру, что расценивается скорее не сточки зрения интереса, а сточки зрения получения новыхзнаний, компетенций и социальных связей. Я совершенно не оцениваю возможности рынка по одной простой причине - его не оценивают абитуриенты и их родители на старте, начинают это студенты делать только под влиянием преподавателей и коллег во время обучения в вузе. А работодатель будет влиять на работника через требования повышения квалификации через возможность построения карьеры. Спасибо за внимание!
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Пятница, 06.02.2015, 12:41 | Сообщение # 6
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Образовательные стратегии современных абитуриентов отличаетпрактицизм, утилитаризм в силу ориентированности на узкий профессионализм, карьеру, высокий заработок, престижную и востребованную на рынке труда работу, конформизм и двойные стандарты, ориентированные на внешнее социальное окружение, завышенные самооценки, стереотипность (особенно – гендерная) в предпочтениях вида, форм, графиков обучения, выбора специальностей и факультетов. Эти субъектные характеристики свидетельствуют о недостаточной сформированности профессиональных образовательных стратегий абитуриентов и демонстрируют потенциальные ресурсы повышения уровня востребованности и конкурентоспособности ВУЗа на рынке образовательных услуг в ходе дальнейшей работы.

Добавлено (06.02.2015, 12:41)
---------------------------------------------
Высшее образование — это форма социальной занятости или фундамент профессиональной карьеры? Эксперты спорят по данному вопросу, в то время как будущие выпускники
вузов согласны сразу с двумя точками зрения. Для них образование ценно само по себе, без него невозможно продвижение по служебной лестнице. Руководители
высших учебных заведений в большинстве своем не считают образование услугой, а видят в нем скорее национальное достояние.Поэтому,образовательные стратегии выступают полем брани разных институтов с переменным успехом, конкретным в каждом отдельном случае.


Сообщение отредактировал Полюшкевич_Оксана - Пятница, 06.02.2015, 12:41
 
ЛюдмилаДата: Суббота, 07.02.2015, 17:36 | Сообщение # 7
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Репутация: 1
Статус: Offline
Поддерживаю, Оксана Александровна! Но при всех вышеперечисленных качествах на первом месте находится патерналистское отношение к вузу, дающему образование: мы вам платим, значит, будьте добры нас терпеть независимо от количества знаний и желания учиться, вы должны нас устроить на работу, так какого лешего вы предоставляете на комиссии по трудоустройству такие низкооплачиваемые вакансии? Более того, я полагаю, что именно у абитуриентов нет профессиональных стратегий, даже у тех, кто уже каким-либо образом работал по желаемой специальности, например, на общественных началах... Получается, что с профессией начинаю знакомится в вузе. Мне, например, весьма интересен феномен, что много первокурсников, поступивших на ГМУ, не смогли сразу сдать предмет "Введение в специальность"... Мне тоже видится, что высшее образование воспринимается, как и в последние 50 лет, как возможность продлить праздное существование, где при этом еще и чему-нибудь научат. Проверяла на проектах кафедры, насколько готовы студенты идти в исследовательские практики. Не более 5-7% обучающихся... Да, грустно мне из-за этого не очень, я на этом примере вижу, что на самом деле высшее образование - отсрочка выхода "во взрослую жизнь", постепенная адаптация к ней и возможность при этом начать самостоятельную жизнь, хотя бы на уровне: уже не проверяют, как учимся, но еще финансируют. Здесь и корни некоторой инфантильности...В итоге мне видится, что вузу желательно выполнять две задачи: по-прежнему учить учиться, то бишь приучать к непрерывному образованию (что сложно, поскольку многие преподаватели считают, что его предметы нужно непременно знать основательно), а во-вторых, демонстрировать свои ресурсы с точки зрения "можем многое, помните об этом"... не буду говорить, что это есть в нашем институте, но в целом согласна с одним нашим бывшим проректором, что вуз иногда забывает о выпускниках на следующий день после вручения дипломов. Хотя и звонки в 9 утра в июле месяце с целью уточнения, работает ли выпускник по специальности, не считаю маркером хорошего отношения к своим питомцам... Спасибо за внимание и за ваши заметки по делу, очень интересно smile !
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Воскресенье, 08.02.2015, 06:11 | Сообщение # 8
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
С вами приятно побеседовать  на тему, которая меня саму очень волнует.
Очень раздражает с одной стороны – полный инфантилизм  студентов, полная неготовность что-то узнавать, искать, открывать  (о чем вы упомянули), с другой стороны – претензии и на то, что вуз и преподаватели что-то должны.

У студентов три направления «излечения» от инфантилизма:
1. научиться взаимодействовать с противоположным полом,
2. сформировать мировоззрение
3.научиться самостоятельно обеспечивать своё существование.

Каждое из этих направлений требует усилий и терпения.

Первое – это опыт коммуникации, увлеченности и внимания. Готовность нести ответственность за отношения. Если не практиковать, то увы – мало что получиться.

Второе – это жизненный опыт, ситуации в которых надо решать кто ТЫ, с кем и как. Это опыт других люде (реальных знакомых или персонажей книг). Это переосмысление того что важно тебе и что важно другим. Почему есть совпадения, и почему есть противостояние. Это постоянный выбор и постоянная ответственность.
Просто чтение и зубрежка домашних заданий не дает формироваться мировоззрению. Существенная часть отличников, да и просто студентов – хотят получить хорошую оценку, а не знания. Нет желания переосмыслить то, что они заучили на 5 минут, что забудут через час после занятия.

Третье – это также требует управления своим временем, отсечение не нужного и готовность брать ответственность за свою жизнь. А не возлагать ее на родителей или вуз.
Например, участие в конкурсах на получение различных стипендий (Оксфордской, Президентской, Правительственной и иных  требует подготовки до заявочной компании и особой усидчивости и внимания во время ее. Я неоднократно наталкивалась на фразу, что «это не те деньги, ради которых я готова тратить свое время» или «если вам это надо – можете заполнить заявку за меня».

Так вот, претензии связаны с тем – что Я хочу много что получить и много что иметь – а инфантилизм – что не хочу при этом прикладывать при этом никаких усилий (ни физических, ни душевных).

Вуз – уже получает такими студентов. Что с ними делать – вопрос открытый.


Сообщение отредактировал Полюшкевич_Оксана - Воскресенье, 08.02.2015, 06:11
 
ЛюдмилаДата: Воскресенье, 08.02.2015, 16:18 | Сообщение # 9
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Репутация: 1
Статус: Offline
Оксана Александровна, так мы же с вами уже "звезд" получаем, особенно из числа тех, кто прошел на бюджет - баллы высокие, школой планка установлена на уровне "все для вас сделаем, только показатели нам поддержите", с этой установкой и живут первые два-три курса. И даже иногда на выпускном курсе себя ведут подобным образом: "любите нас за то, что мы такие замечательные, науку делаем, на конференции ездим..." Нынче у нас представители этого хай-класса по поводу выпускного даже высказались подобным образом: "мы платим за праздник, хотим, чтобы было все красиво". Теперь вот думаю, спросить, кому платят и сколько, а то ведь этот праздник никогда не готовили культурно-массовая комиссия профсоюза, и уже два года, как администрация только помогает, но ведущую скрипку не изображает... Так что так во всех сферах. Потому предлагаю включить конкуренцию и перейти от уговоров по поводу оформления именных и повышенных стипендий к информационно-привлекательной стратегии: в марте расскажем, в мае документы соберем, в сентябре напомним и как итог - проведем мастер-классы на тему: "Чего именно не хватает и как наверстать упущенное". Более того, в персональной работе привнести коррективы, но эту модель предлагаю обсудить в какой-нибудь совещаловке happy .
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Понедельник, 09.02.2015, 14:40 | Сообщение # 10
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Людмила Анатольевна,

ДОГОВОРИЛИСЬ!!!
Цитата Людмила ()
эту модель предлагаю обсудить в какой-нибудь совещаловке
!!!!!!!!!!!!!!! biggrin
 
АндрійДата: Суббота, 21.02.2015, 17:52 | Сообщение # 11
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 369
Репутация: 11
Статус: Offline
Здравствуйте, Людмила Анатольевна! Спасибо за доклад.
У меня уже давно назрел один вопрос, косвенно затрагивающий образовательные стратегии вуза, если это можно так назвать.
На этом форуме в некоторых топиках, в том числе и в Вашем, поднимался вопрос о студентах, учащихся через пень-колоду, которых преподаватели вытягивают, лишь бы платили деньги, так как они коммерция, а вузу и деньги нужны, и показатели. Как Вы считаете, игра стоит свеч? Стоит ли тянуть желающих получить заветную бумажку с гербом? И почему?


С уважением,
Андрей Завьялов
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Понедельник, 23.02.2015, 07:32 | Сообщение # 12
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Людмила Анатольевна!

БЛАГОДАРЮ ВАС за активное участие в работе конференции!

Ваш доклад очень важен и злободневен!

Ваши комментарии, вопросы и замечания бесценны для многих участников конференции, помогут им углубить свои знания и направления исследований, совершенствоваться в научной и общегумманитарной сфере. 

Я желаю вам профессионального самосовершенствования и развития!
А также большего признания ваших заслуг коллегами и учениками!
 
Форум » Обсуждение докладов конференции » Трансгрессия социокультурного пространства (2015) » Гуринович Л.А. (Особенности построения образовательной стратегии)
Страница 1 из 11
Поиск: