Приветствую Вас Гость!
Суббота, 25.11.2017, 12:16
Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Форум » Обсуждение докладов конференции » Трансгрессия социокультурного пространства (2014) » Руденко Е.С. (О необходимости формирования профессиональных ориентаций...)
Руденко Е.С.
АдминистраторДата: Среда, 29.01.2014, 18:03 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 345
Репутация: 0
Статус: Offline
О необходимости формирования профессиональных ориентаций школьников
Прикрепления: 7421211.doc(42Kb)
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Вторник, 04.02.2014, 15:24 | Сообщение # 2
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Елена, спасибо за хороший интересный доклад.

Вы опираетесь на подход Рубинштейна в области формирования личности:
1)  чегохочет человек ( его ценности, идеалы, потребности, интересы, установки);2)  чтоон может (его способности и дарования);3)  чтоесть он сам(ключевые особенности его личности, его характер).В идеале, каждая из указанных сфер - это зона личной ответственности, т.е. человек сам определяет что он хочет, что может, что есть он сам. 
Но, увы, далеко не все могут определиться со своими желаниями, я уже не говорю о последующих пунктах. 

Я уже не один год провожу небольшое исследование.
Задаю студентам задание - заполнить табличку:
первый столбец - что я хочу
второй - что я могу
третий - что я делаю 

Каждый столбик желательно заполнить 20 определениями.
И к моему великому сожалению - даже половину желаний могут написать далеко не все.
Один-два из 80 человек может написать 20 желаний (и то с великим трудом!!!)

Про второй и тем более третий столбик - молчу, т.к. ситуация там еще печальней. 

И это студенты ИСН (разных специальностей).

Что же тогжда можно ожидать от средне-статистического школьника?
Который не знает чего хочет, что может и что ему делать.

Кого слушать, кого слышать.

Вариантов насколько:
1) слушать родителей - и жить их жизнью (реализуя их мечты).
2) слушать друзей - которые также мало чего хотят и еще меньше могут. 
3) слушать ТВ звезд или героев персонажей - которые говорят о "другом" мире, всегда реализуют мечты просто-так и им всегда везет.
4) учителей - которые судят по тому что "модно" или куда "сможет поступить" ребенок.

может быть - еще парочка вариантов ... 
мало чем отличающихся ...

И как в таких условиях формировать профессиональные ориентации???
Более половины нынешних студентов ИСН не планируют работать по специальности! 
Так зачем идти сюда учиться - если не хочешь работать?
Для галочки? Для корочки?

Так может тогда вообще не задаваться вопросом о профориентации?
(заранее извиняюсь за провокацию).
 
elruДата: Понедельник, 10.02.2014, 09:07 | Сообщение # 3
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Репутация: 0
Статус: Offline
Оксана Александровна, спасибо за вопрос! Как Вы отметили, состояние профессиональных ориентаций даже у студентов, у вчерашних школьников, оставляет желать лучшего. Вопросы что я хочу, могу и делаю остаются без внятного ответа. Благодарю Вас за яркий пример, который это иллюстрирует. Вами указаны внешние факторы, оказывающие влияние на формирование профессиональных ориентаций. Зачастую именно они и являются доминирующими. На мой взгляд, ключевым механизмом в формировании профессиональных ориентаций должны стать все-таки внутренние факторы личности школьника. Как раз то, о чем пишет Рубинштейн и то,что у многих слабо развито. А родители, друзья, учителя, школьные психологи в общем-то могут помочь в их развитии. Как мне кажется, именно в условиях «всеобщей» неопределенности и непонимания своих способностей, возможностей и желаний нужно задаться вопросом о профессиональной ориентации. Чтобы поступление в учебное заведение и приобретение определенной профессии было осознанным решением, чтобы школьники не шли в вузы за корочкой и для галочки.

Сообщение отредактировал elru - Понедельник, 10.02.2014, 09:09
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Вторник, 11.02.2014, 07:01 | Сообщение # 4
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Рассматривая проблемупрофессиональной направленности учащихся средних специальных заведений, нельзя не учитывать, что на различных этапах функционирования общества складывается та или иная атмосфера, в значительной степени формирующая оценочные суждения по поводу «физиков и лириков», «лекарей и пекарей» и т.п. Притягательность ореола, которым окружаются в массовом сознании определенные профессии, во многом детерминируется теми глубинными процессами, которые происходят в экономическом
базисе и политической надстройке общества. В целом же юноши и девушки сейчас стали даже по сравнению с недавним прошлым более реалистично подходить к выбору будущей профессии.В конечном счете, молодежьраспределяется по отраслям инфраструктуры и видам занятий не только в соответствии со своими желаниями и склонностями, но и с учетом реальных потребностей общества. Однако этот процесс происходит не только с экономическими и социальными потерями (снижение производительности труда, затраты на переподготовку кадров и т.п.), но и с нравственно-психологическими издержками: немало юношей и девушек, выбирая профессии, не подходящие для них, испытывают в дальнейшем чувство неудовлетворенности, собственной неполноценности, ущемленности и т.п.Молодые люди, не реализовавшие или лишь частично реализовавшие свои профессиональные намерения, зачастую склонны
занижать потенциальные возможности тех специальностей, с которых они вынуждены начинать свой трудовой путь. Важно также иметь в виду, что требования производства с новейшими технологиями могут быть столь высоки, что непредрасположенность молодых людей к профессиям в отдельных случаях достигает 80 %.В условиях, когда развитые страны мира изыскивают возможность оптимального использования всех видов существующих ресурсов - человеческих, информационных и технологических, - противоречивость характера деятельности средних специальных учебных заведений (подготовка учащихся как к поступлению в вуз, так и к овладению профессиями,
преимущественно массовыми, рабочих) зачастую приводит к утрате молодыми людьми ценностных ориентиров в сфере труда, непониманию высокой общественной и индивидуальной значимости профессионального мастерства, исчезновению
убежденности в соответствии предпочтенного рода занятий специфике собственных способностей и задатков.
В отечественной педагогике ипсихологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения и профессиональной ориентации, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и, профконсультирования Е.А. Климова, А.Е. Голомщток, Л-А. Йовайши, В.В. Назимова, Б.А. Федоришина, С.Н. Чистяковой и др.
Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. Примечательно, что один
из последних вариантов концепции профессионального самоопределения, созданный в Институте профессионального самоопределения молодежи при РАО основан на разработанной Р. Бернсом «Я-концепции» развития личности.Очень интересны для развития пеории профессиональной ориентации, идеи «событийного подхода» при планировании и рассмотрении жизненного пути человека, разрабатываемые Е.И. Головахой и А.А. Кроником, а также близкие к ним по духу рассуждения В.М. Розина о построении
судьбы как «художественного творчества», характерного для людей искусства.Для теоретического анализа иобобщения представляются особо интересными работы зарубежных исследователей в области профессиональной ориентации, психологии труда и роли профконсультанта, чьи взгляды достаточно разнообразны и могут служить материалом для более детального анализа. Например, Дж. Крумбольц и Г. Киннер рассматривают роль профконсультанта как «менторскую», воспитывающую, как «поставщика информации»
клиенту.Е. Герр считает, что современныйпрофконсультант - это прикладной ученый-бихевиорист, задача которого с помощью различных
игр, трудовых проб, тренингов и т.п. тренировать действия клиента, планировать и прогнозировать их.Н. Гисберс и И. Мур рассматриваютпроцесс профконсультации как помощь, прежде всего, в жизненном самоопределении.
Пожизненное самоопределение - как саморазвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека.А. Маслоу, предложил концепциюпрофессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию - как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле.Дж. Холланд выделяет шесть личностныхтипов, позволяющих определить «личностный код» и соотнести его с требованиями той или иной профессиональной среды.Японский исследователь Фукуямаразработал и внедрил целую систему постепенной подготовки школьников к сознательному профессиональному выбору, важным элементом которой являются специально организованные в 16-ти видах деятельности «трудовые пробы».
Примечательно, что в России во второй половине 80-х годов пытались внедрить систему профессора Фукуямы (F-test), эти попытки сразу же столкнулись с недостатком материальной базы и финансирования столь сложной программы. Все это еще раз
свидетельствует в пользу того, что лучше разрабатывать собственные подходы и методы в столь сложном деле как профессиональное самоопределение, которое в каждой стране имеет свои особенности и ограничения.
Елена, какие теории вам близки в сфере профориентации (помимо Рубинштейна)?


Сообщение отредактировал Полюшкевич_Оксана - Вторник, 11.02.2014, 07:04
 
elruДата: Четверг, 13.02.2014, 14:54 | Сообщение # 5
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Репутация: 0
Статус: Offline
Оксана Александровна, очень Вам признательна за развернутый ответ. Со мнениями некоторых указанных Вами исследователей я не была знакома. Спасибо за интересную информацию! Хочется, чтобы главным фактором формирования профессиональных ориентаций была именно направленность личность, что соответствует уже упомянутому Рубинштейну, а также взглядам Л.А. Иоваши, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова.  Однако наиболее объективной по отношению к
реальности мне представляется социо-культурный, -экономический подход. В современных условиях профессиональное самоопределение школьников все больше зависит от внешних факторов: материальные трудности с оплатой за обучение, проживание в другом городе, престиж профессии и т.д. Эту позицию занимают такие исследователи как М.Х. Титма, Э. Саар, В.Н. Шубкин, Ф.Р. Филиппов, В.Л. Оссовский и др. Как показывают полученные мною данные, результаты Вашего исследования и других авторов, основной фактор формирования все-таки внешний.  Агентами влияния могут быть и родители, и друзья, и учителя, СМИ. Престижность/непрестижность определенного учебного заведения, профессии и вообще образования как такового. Так высшее образование некоторые получают с позиции формального подхода, как раз таки ради корочки. А иметь среднеспециальное считается чуть ли не позором, чего не должно быть. В педагогических вузах учатся от безысходности, ибо больше никуда не взяли – стереотип, который в общем-то не лишен здравого смысла, т.к. престижность получения
профессии учителя низкая и по доброй воли идет незначительное число абитуриентов. (Однако сейчас предпринимаются попытки для исправления
существующего положения. ) Свои взгляды относительно профессиональных ориентаций я бы разделила как реальные, с позиции того, что есть  (здесь мы имеем дело именно с социо –культурными -экономическим подходом) и идеальные (так, как должно было быть, идеальный тип- профессиональная самодетерминация, что соответствует психологическому подходу).
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Четверг, 13.02.2014, 16:40 | Сообщение # 6
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Елена,
благодарю за ответ!

И каковы ставки? 
Побеждают реальные или идеальные?
 
elruДата: Воскресенье, 16.02.2014, 18:01 | Сообщение # 7
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Репутация: 0
Статус: Offline
Спасибо за вопрос, Оксана Александровна! Я считаю, что тенденция значительного преобладания внешних факторов формирования профессиональных ориентаций будет сохранятся. Почему я так думаю? Потому что личности человека (ребенка), раскрытию его индивидуальности уделяется мало внимания.
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Воскресенье, 16.02.2014, 18:19 | Сообщение # 8
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Елена.
Вынуждена с вами согласиться.
Хотя чуть ли не каждая педагогическая система ставит своей задачей - раскрытие индивидуальности ребенка, его способностей, навыков и умений.
И увы - не все и не со всеми достигают этого. 

Проблема в учителях? В учениках? В самой системе?
 
Виктория_СолодоваДата: Понедельник, 17.02.2014, 13:03 | Сообщение # 9
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 120
Репутация: 3
Статус: Offline
Добрый день!

Спасибо за статью!

Лена, как ты считаешь, чем в данной ситуации могут помочь работники вуза, преподаватели, и должны ли они это делать? Например, ребенок поступает в университет, учится относительно плохо, при этом все (включая самого молодого человека) понимают, что это случай необходимости получения диплома "для галочки". Что делать в такой ситуации и кто должен прежде всего заботиться о разрешении проблемы: родители/ педагоги и работники вуза/ сам студент? Как бороться с этой проблемой?

Это своего рода проблема постфактум: молодой человек уже поступил, но что делать дальше? Тянуть эту учебу до последнего курса, раз уж так вышло или же нужно все поменять? Среди моих знакомых тех, кто выбрал 1 вариант очень много, кто 2-й - единицы.

С уважением,
Виктория
 
elruДата: Понедельник, 17.02.2014, 17:08 | Сообщение # 10
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Репутация: 0
Статус: Offline
Оксана Александровна, я считаю, что корень зла в самой системе. Индивидуальный подход чаще всего просто декларируется, а на деле получается, что всех под одну гребенку. Приведу пример, который рассказал мне мой школьный учитель по истории и обществознанию. У нее учился мальчик, который постоянно рисовал на уроке ( и не только у  нее). В то время как все внимательно слушали, что-то конспектировали, делали таблицы и т.п., он постоянно что-то рисовал...Многие учителя с осуждением относились к его занятию. Однако Ольга Борисовна (мой учитель) заметила, что мальчик лучше запоминает материал, отразив его в виде какого-либо рисунка. И не препятствовала ребенку осваивать информацию в удобной для него форме. В то время другие учителя относились к мальчику с осуждением, были конфликты. Но право ребенка на "академическую свободу" удалось отстоять:)) В итоге, этот мальчик, теперь уже взрослый парень, работает мультипликатором в Диснее:) И когда после он пришел в школу, то поблагодарил Ольгу Борисовну за поддержку, за то, что его , белого ворона smile , не сломали. Прежде всего, как мне кажется, учителя должны быть квалифицированными, иметь серьезную подготовку в области педагогики и психологии (мало знать свой предмет, нужно уметь его подать с учетом особенностей аудитории. Пожалуй, сложно найти ключик к каждому, но навязывание своих методов  и своего видения -табу). Возможно, создалось впечатление, что проблема все-таки в учителях. Но как ,мне кажется, учителя порождены системой. А система не терпит свободы и склонна к авторитарным, даже тоталитарным методам - в этом проблема. Она, наверное, даже мировоззренческая... (если уместно говорить о так называемом мировоззрении системы). Оксана Александровна, а как Вы считаете: проблема в учителях, в учениках или в системе?
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Понедельник, 17.02.2014, 17:25 | Сообщение # 11
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Елена ...
спасибо за вопрос smile

Система - да влияет. Безусловно.
НО! При одинаковых условиях (то, что дает и задает система) результат у разных педагогов не одинаков. 
Понятно, что и ученики не одинаковые. Но из всех 30 неодинаковых учеников один педагог выдает 20 талантов, а другой 1, а третий никого. 

Лично мое мнение - все дело в педагогах. Это талант, дар, мастерство - уметь донести и при этом не заглушить свое в ученике. 
Быть мастером - это высшая точка умения работать с любым учеником. Бесталанных не бывает. Бывает не умеющие (или не хотящие) найти к нему подход педагоги.

Кстати говоря, не стоит забывать и о вопросе кадров в педагогическом сообществе - кто учит? чему? как?
Есть ли знания? Есть ли навыки?

И что, что со следующего года повысят проходной бал в педагогические вузы? Более одаренной молодежи увы туда не пойдет. Из-за низкой социальной привлекательности этой профессии. 

Хотя, должна признать, лично меня очень многому научили не только очень талантливые педагоги, которые были в моей лицейской жизни (по философии, религии, зарубежной литературе - отдаю им честь и уважение за их труд), но и те, кто был не очень справедлив ко мне, кто не был талантливым педагогом (мягко говоря), мог унизить и оскорбить (увы, были и такие).

Благодаря первым я получила не только и не просто знания, но и умение размышлять и рассуждать ("по-настоящему").
Благодаря вторым я научилась идти до конца, преодолевать препятствия, не видеть проблем (т.к. настоящие были впереди). 

Сегодня - я не знаю, кому я больше благодарна, первым или вторым...
 
elruДата: Понедельник, 17.02.2014, 17:44 | Сообщение # 12
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Репутация: 0
Статус: Offline
Здравствуй, Вика! Спасибо за актуальный, даже злободневный вопрос) Я считаю так: если человек не берет на себя ответственность, решают за него (родители, работники вуза, Судьба и т.д.). Я за самостоятельность принятия решений, если это возможно. У меня есть знакомые, которые переводились на другие специальности, осознав, чего действительно они хотят. Если и этот предполагаемый молодой человек понял- пожалуйста, все пути и дороги открыты. Хотя в принципе они всегда открыты...Окажется ли новая специальность по душе- гарантий нет. Я считаю, что каждый должен решить это для себя: тянуть лямку дальше или рискнуть и пуститься на поиски своего. "Каждый выбирает по себе...":)

Добавлено (17.02.2014, 17:44)
---------------------------------------------
Оксана Александровна! Благодарю за ответ, который заставил меня о многом задуматься. Буду Вас цитировать smile

Цитата Полюшкевич_Оксана ()
Быть мастером - это высшая точка умения работать с любым учеником. Бесталанных не бывает. Бывает не умеющие (или не хотящие) найти к нему подход педагоги.
 
Виктория_СолодоваДата: Понедельник, 17.02.2014, 19:51 | Сообщение # 13
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 120
Репутация: 3
Статус: Offline
Абсолютно согласна с тобой, что каждый решает за себя. Хотя в большинстве случаев без поддержки не обойтись. Может нужна более гибкая система? Например, популяризация переводов с одной на другую специальность внутри вуза... Хотя, безусловно, это создает дополнительные проблемы...

Тогда еще вопрос: бюджетное место является весомым аргументом, даже если речь идет о совершенно чуждой молодому человеку специальности?
 
АндрійДата: Вторник, 18.02.2014, 11:17 | Сообщение # 14
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 369
Репутация: 11
Статус: Offline
Присоединюсь к дискуссии, а именно к вопросу о виновности педагогов/учеников.
Так уж сложилось, что я уже шестой год преподаю украинский в Украинском культурном центре Иркутска. Учить язык приходят самые разные люди, и за все время ведения курсов я уже сам для себя наработал некоторые методики удержания внимания аудитории. Оговорюсь сразу, что курсы - это ж образование по желанию: хочешь ходи, а хочешь - не ходи.
Так вот, особенно интересным выдался именно этот учебный год, потому что очень много народу к нам записалось. На первое занятие пришло 56 человек, затем в течение первого месяца ходило порядка 30-35 человек. Понятно дело, что первый месяц люди присматриваются: надо им это или нет, а уже потом остаются только те, кому надо и интересно. Я всегда стараюсь найти индивидуальный подход к каждому (разбор сложностей после занятия, индивидуальные консультации, дискуссии и вопросы, групповые обсуждения сложностей во время урока всеми вместе). Надо сказать - это дает свои результаты. Сейчас уже курсы идут пятый месяц, у нас стабильно ходит 15 человек. И как же мне было приятно, когда на вопрос анонимной анкеты многие отметили наличие индивидуального подхода к обучению (похвастался=)).
Учитель школы - он на то и учитель, чтобы заинтересованного поправить, где нужно, а незаинтересованного - либо заинтересовать, либо же сделать так (если уж вообще неинтересно), чтобы не портить жизнь и отношения. Думается, что основная проблема педагогики - это выстраивание очень жесткой иерархии, когда учитель не слышит того, кого он учит. Учащийся школы в силу возраста не может высказать все так, как он думает, а препод просто не слышит/не хочет слышать (часто сталкивался с т.н. мною "горделивыми учителями, которые думают что вот я училка я крутая/крутой, знач типа все могу", а на практике имеем плачевный результат). Я никогда не был человеком, который молчит, и всегда в той или иной форме доносил свое недовольство/удовольствие от процесса до учителя, я просто не боюсь. А вся проблема в страхе. Иерархия строится на страхе. Детишки тянутся к тем, кто их понимает, кто вежлив с ними, и отталкивают тех, кто пытается ими потокать и командовать. Так что я думаю, что вся проблема в учителях - именно в школе. В вузе же все несколько иначе - здесь уже сколько сам захочешь - столько и возьмешь. Я думаю, что если сразу видно, что студент не учит материал и ничего ему не надо, только корочку, то нет его смысла держать, сколько бы он ни платил. 2 и до свидания, либо учи материал. Здесь уже должна быть ответственность за себя. А в школе у педагога ответственность за ребенка.


С уважением,
Андрей Завьялов
 
elruДата: Четверг, 20.02.2014, 10:54 | Сообщение # 15
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Репутация: 0
Статус: Offline
Виктория, я считаю, что популяризация переводов на другие специальности внутри вуза была бы хорошей практикой. "Еще не поздно. Никогда не поздно."-такой лозунг я бы дала работе по этому направлению. Думаю, что можно было бы получить хорошие плоды. На сегодняшний день период обучения пролонгируется. Одна из причин нежелание работать по полученной специальности. Первое образование многие получают- по доступности (наличие бюджетных мест, низкая стоимость обучения, предоставление общежития, близость к дому в случае иногородних студентов и т.п.), второе- по интересам.

То что касается весомости наличия бюджетных мест. Как показывает практика, это один из серьезных, главных аргументов в выборе учебного заведения и специальности. Это может быть связанно с материальным уровнем семьи, с личными амбициями молодого человека (всего добьюсь сам, с родителей денег не возьму).

Добавлено (20.02.2014, 10:54)
---------------------------------------------
Андрей, спасибо за то, что поделились своим опытом, выразили свою точку зрения. Полностью согласна с Вами насчет жесткости иерархии,  её костности, негибкости. Рада за Вас и Ваших учеников:)

Незаинтересованных, несоответствующих требованиям, неусваиваивающих необходимого минимума студентов нужно отчислять. Поддерживаю Вас!)

Сообщение отредактировал elru - Четверг, 20.02.2014, 10:49
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Пятница, 21.02.2014, 03:49 | Сообщение # 16
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Елена!
Благодарю за участие в конференции!
Желаю Вам дальнейших научных успехов!
Особенно в формировании и закреплении своих профессиональных качеств, навыков и умений!
А также научного признания!

Удачи !
 
Форум » Обсуждение докладов конференции » Трансгрессия социокультурного пространства (2014) » Руденко Е.С. (О необходимости формирования профессиональных ориентаций...)
Страница 1 из 11
Поиск: