Приветствую Вас Гость!
Суббота, 25.11.2017, 12:27
Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Форум » Обсуждение докладов конференции » Трансгрессия социокультурного пространства (2013) » Бехметьева Л.Ю. (Стратегии идентичности в поэзии «нулевых»: условия порождени)
Бехметьева Л.Ю.
АдминистраторДата: Четверг, 31.01.2013, 18:09 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 345
Репутация: 0
Статус: Offline
Стратегии идентичности в поэзии «нулевых»: условия порождения, формы
Прикрепления: 0543105.docx(31Kb)
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Четверг, 31.01.2013, 19:11 | Сообщение # 2
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Добрыйдень, Любовь ЮрьевнаСпасибоза доклад. Очень интересный аналитический подход  к поэзии нулевых.Каквы считаете, поэты стыка тысячелетий являются провозвестниками новых типов
идентичности или же они перерабатывают то, что осталось от более глубоких и
тонко чувствующих предшественников? Заранее извиняюсь за провокационный вопрос.
Он вызван любопытством и тем, что поэтов нулевых годов в основном обвиняют в
дилетантстве и поверхностности, а ваша статья дает иную интерпретацию роли и
места идентичности поэта в социуме.
 
beigenethДата: Воскресенье, 10.02.2013, 17:07 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Здравствуйте, Оксана Александровна. Спасибо за внимание к моему докладу и вопрос. Как мне показалось, вы разделяете взгляды тех, кто обвиняет современных поэтов в "дилетантстве и поверхностности", изначально противопоставляя их "более глубоким и тонко чувствующим предшественникам". Впрочем, вопрос о художественной ценности современной поэзии - тема отдельной остросюжетной дискуссии.
Если же отвечать на ваш вопрос, то да, идентичность фигуры современного поэта мне представляется особенной. Это связано, в первую очередь, с социокультурной обстановкой эпохи. В условиях тотального размытия границ в сознании, утраты самого чувства действительного наличия границ в мире, где главенствуют знаки реальности, в том числе искусственно продуцируемые, существующие в отрыве от своих референтов, единственной опорой человека становятся обломки мифологических образований и систем (говорить о некоей целостной мифологии в ХХI веке уже не приходится), именно с определением места человека среди них я и связываю формирование личностной идентичности.
Бытование в пространстве симулятивной реальности знаменуется выбором одной из нескольких стратегий выживания: идентификация личности с готовыми культурными моделями (социальными масками) и формами (стереотипами, мифами, авторитетными инстанциями) или же подчёркнутый отказ от них - выбор стратегии неприятия, полного или частичного. Интересно, что даже при выборе личностью стратегии отказа от идентификации с готовыми культурными моделями и формами, поэт, как правило, не уходит от переработки их в той или иной форме в своих произведениях. И это свидетельствует не о сходстве идентичностей поэта нынешней и прошлых эпох, а о том, что некоторые культурные модели, навязываемые обществом тотального потребления, а также закладываемые в сознание ещё на этапе первичной социализации личности, формируют наше мировоззрение даже в том случае, если мы отчаянно им сопротивляемся, и так или иначе эксплицируются в готовом художественном материале.

С уважением,
Любовь Бехметьева.
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Понедельник, 11.02.2013, 04:47 | Сообщение # 4
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Спасибо за ответ.
Но вы не правы в моей оценке поэтов нулевых.
Среди них много всяких - и тех кто хорош, и тех кто не очень. Как и во все времена.
В истории, вернее, литературе - останутся первые, а о вторых будут вспоминать только "знатоки". 

Вопрос в другом - по вашему мнению какие "культурные модели" уже в нас заложила современная эпоха и в какие формы это выливается в поэзии? Если можно - то с примерами.
 
zero634Дата: Понедельник, 11.02.2013, 15:34 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Здравствуйте. А если в статье меньше будет профессионализмов, по Вашему мнению статья от этого выиграет или проиграет?
С уважением, Юрий.
 
beigenethДата: Понедельник, 11.02.2013, 23:54 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Добрый день, Оксана Александровна. Спасибо за ваш интерес к теме исследования. Разделяю вашу позицию, однозначной оценки творчеству современных поэтов дать невозможно, да и не нужно.
Как, иронизируя,  заметил Р. Осминкин водном из своих текстов:  «эти стихи не выдерживают никакой критики, потому что никакая критика за них не возьмётся». Но
вернёмся к вопросу о культурных моделях. В своей работе я пытаюсь проследить
процесс проникновения западных мифов обыденного сознания в отечественную поэзию
рубежа веков и проанализировать возникающие трансформации в результате
взаимодействия западных (миф о модерне, мифы общества потребления) и
традиционных отечественных культурных мифов (советских мифов и патриархального мифа
60-х гг.). На данном этапе работы меня интересуют формы реализации глобальной
метафоры «мир как супермаркет» в новейшей отечественной поэзии, которая
существует в парадигме мифологии общества тотального потребления. Так, в
современную русскую поэзию уже проникли в различных формах отголоски мифа о глобализации,
о самореализации типичного героя общества потребления, о толерантности общества
подобного типа, а также миф о либерализме и демократии. Попробую показать, как
это работает в текстах.Пожалуй, лучше всего иллюстрирует данную проблематику уже упоминавшийся в статье текст «Поэмы товарного
фетишизма» Р. Осминкина, написанной в соавторстве с П. Арсеньевым, где
осмысляются типичные мифы общества потребления. В этом смысле интересен монолог
«Наивной покупательницы» - героини поэмы (орфография и пунктуация исходного
текста сохранены):

Женщине в большом городе нужна отдушина –
восполнение поблекших за трудовую неделю эмоций
зайду в супермаркет, найду себе по настроению,
что-нибудь несущественное, но от этого не менее
приятное;
порадую близких – куплю им немножечко счастья –
одежда, косметика, вкусности с низкой калорией
как много здесь ярких товаров,сгораю от нетерпения;
заботу нести в каждый дом –судьба товаров и женщин!

В отрывке прямо заявлена функциональная параллель товаров потребления и личности, что свидетельствует о
нивелировании роли последней в обществе, где она начинает непосредственно рассматриваться
как продукт, товар, призванный удовлетворить те или иные потребности. Об этой
тенденции современного общества пишут многие социологи, говоря о том, что даже человеческие
отношения начинают рассматриваться как вещи, которые следует потреблять, а не
производить.

маленький праздник – поездка сюда
дети довольны муж элегантно одет –
супермаркет способен на разрешение
многих женских проблем!!!

В тексте иронически перерабатывается т.н. «миф об образцовой семье», о счастье и довольстве человека, функционирующего
в парадигме общества потребления, когда старая дилемма, состоящая из двух
известных посылок «быть или казаться», решается в пользу последней. В этом же
поэтическом тексте осмысляется и популярный миф о глобализации:

Связь становится проще,
когда, впрочем,
связываться уже ни с кем не хочется,
но ты оставайся на связи,
вдруг понадобиться
прислать тебе какой-нибудь счет
или только еще
проспект рекламный.<…>

Только в этом мире могут существовать
сети центров.
Сети центров гарантийного обслуживания абонентов,
находящихся вне истории.

В отрывках показана драма современного человека в эпоху ускорения коммуникаций, глобальных сетей и тотального стирания
информационных границ. Когда, казалось бы, препятствий для успешного
осуществления коммуникации практически не остаётся, человек, напротив, всё
более остро ощущает и переживает своё одиночество в мире, где он нужен разве
что рекламному агенту, чтобы «прислать тебе какой-нибудь счет или только ещё проспект
рекламный». Этим объясняется и страх пользователей глобальных сетей быть
игнорированным, пришедший на смену страху быть непонятым или неоценённым. То
самое «одиночество в сети»,  в глобальном пространстве быстрых коммуникаций, становится настоящей проблемой человека,
теряющего непосредственную связь с реальностью, подверженного изощрённой форме
сетевого эскапизма. Поэтические тексты рубежа веков художественно
перерабатывают многочисленные культурные мифы современности, а также обломки
культурных мифологий прошлых эпох. Обо всём этом подробнее будет рассказано в
последующих работах по результатам теоретического исследования и анализа
текстов. Здесь была представлена лишь наглядная схема анализа культурных
моделей, инкорпорированных в художественный текст.
Я ответила на ваш вопрос?
С уважением, Любовь.

Добавлено (11.02.2013, 23:54)
---------------------------------------------
Здравствуйте, Юрий.

Мне представляется, что статья без научной терминологии - не вполне научный продукт. Термины необходимы для более точного описания социокультурной ситуации,  процессов и тенденций, имеющих место в  современном обществе. Неоправданного их использования стараюсь избегать.

С уважением, Любовь.

Сообщение отредактировал beigeneth - Понедельник, 11.02.2013, 23:45
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Вторник, 12.02.2013, 08:21 | Сообщение # 7
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Спасибо!
Вы ответили на мой вопрос.
 
zero634Дата: Вторник, 12.02.2013, 10:39 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Просто мне кажется, что не совсем верно поверять искусство наукой. Наука и искусство - это разные способы познания мира.Они дополнительны друг к другу. 
Оксана права - настоящее искусство проверяется только временем. А в науке истина проверяется опытом (экспериментом).
И всё-таки надо "быть ближе к людям". Фраза "одиночество в Сети" лучше фразы "Бытование в пространстве симулятивной реальности".
Ведь никакая наука не в силах объяснить нашу радость при виде улыбки ребёнка. Это всегда полезно помнить, чтобы не погрязнуть в "учёном невежестве".

Извините за резкость,
С уважением, Юрий


Сообщение отредактировал zero634 - Вторник, 12.02.2013, 10:42
 
beigenethДата: Вторник, 12.02.2013, 11:29 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Как мне показалось, вы не различаете литературоведение и литературную критику. Перед вами даже не эстетическая критика поэзии.
Литературовед не «поверяет искусство наукой», а ищет актуальную связь
литературы и реальности: «улавливает» тревожные сигналы, подчас неосознанно
подаваемые художником, и торопится предупредить общество. Без своей
прогностической функции литературоведческий анализ -  сфера  чистой эстетики.
Термины из области культурологии, философии, социологии - не просто «дань научной моде», как я уже говорила, а необходимость,  дабы говорить на одном языке с теми, кто процессами, происходящими в обществе, занимается напрямую, без посредника,
именуемого художественным текстом.
Жаль, что, увлёкшись критикой формы, вы не заметили содержания. Я была бы рада вопросам по существу.
С уважением, Любовь.


Сообщение отредактировал beigeneth - Вторник, 12.02.2013, 11:33
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Вторник, 12.02.2013, 11:58 | Сообщение # 10
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Любвь Юрьевна,
вы могли бы дать эстетическую критику поэзии нулевых?
Какие ключевые идеи, по вашему мнению,  ее формировали?
Изменилось ли что-то сейчас (Прекрасно  понимаю, что сложно дать такую оценку, но хотя бы общие напарвления или тенденции).

Заранее, благодарю!
 
beigenethДата: Вторник, 12.02.2013, 21:45 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Вопрос, конечно, провокационный. Дело в том, что материал диктует свои правила, и в чистом виде эстетическую критику (в  ее классической традиции) применительно к сугубо социальноориентированной поэзии дать не представляется возможным. Здесь
сам поэтический материал требует отсылки к социокультурному и политическому контексту.
Более того, в ситуации, когда сама исследовательская позиция принципиально
ориентирована на поиск текстопорождающих оснований этой поэзии, а не её эстетическую
интерпретацию, для ответа на ваш вопрос целесообразнее обратиться к авторитетам.
В частности,  Н.В. Барковская говорит о том, что ситуация в русской поэзии 2000-х гг. уже не описывается с помощью
категорий «метод», «направление», «течение» и, если в период перестройки и
1990-е гг. «доминировали два течения: концептуализм, деконструирующий советские
идеологемы и метареализм, конструирующий сложные, многомерные поэтические
миры», то уже в 2002 г. в статье «Поверх барьеров (взгляд на русскую поэзию
2001 года) В. Губайловский заявляет об «единстве поэтического пространства» как
сравнительно новом для поэзии феномене и отмечает её богатую «полифонию».
Интересно, что годом позже И. Шайтанов будет говорить о полистилистике
современной поэзии, сравнивая формулу стиля поэзии с радостью дикаря, «которому
в руки попали неведомые обломки, выброшенные кораблекрушением», а в 2010 г. И.
Кукулин вновь актуализирует данную проблематику словами о том, что
«применительно к современной русской поэзии точнее будет говорить не о
направлениях, но об эстетических тенденциях, которые по-разному взаимодействуют
в творчестве разных авторов». С. Чупринин и вовсе отказывает литературному полю
в структурированности, предпочитая говорить о параллельном существовании
автономных «стратов»: филологическая поэзия, женская поэзия, досуговая
литература и пр. А В. Курицын и М. Золотоносов практически одновременно в
работах 1991 г. постулировали распадение литературного процесса на множество
субкультур, «каждая из которых имела свои эстетику, мораль, читательскую
аудиторию и отношения с властью», тогда как «сегодня писательское сообщество
поделено идеологическими, социальными и коммерческими границами».
Проблема сохранения различного рода границ на фоне тенденции формирования в
России литературного истеблишмента мне представляется особенно значимой.
Если же говорить непосредственно о идеях, сформировавших поэзию «нулевых», то
магистральной тенденцией, на мой взгляд, можно считать поиски идентичности, осуществляемые
в той или иной форме. Это может быть обращение к авторитетной инстанции,
проговаривание универсальных культурных смыслов, попытка обрести своё место на
обломках старых мифологий, словом, любой поиск опоры\центра\вертикали. Пожалуй,
можно говорить о том, что поэтический пейзаж «нулевых» характеризует жажда обретения
истины бытия, а не чистое «эстетизирование», в это время происходит становление
активной социальной\гражданской позиции. Вот почему важным культурным феноменом
в «нулевые» становится  поэтическая акция. Варианты поэтического акционизма могут быть различны: от уличной
декламации в знак социальной солидарности до символического «захвата»
общественных пространств и вторжения в структуры существующих институций. И эта
тенденция «овеществления», наделения поэзии актуальными социальными смыслами в
совокупности с активными попытками «перекодирования» социального пространства
представляется мне наиболее яркой тенденцией в поэзии последних лет. 

С уважением, Любовь.


Сообщение отредактировал beigeneth - Вторник, 12.02.2013, 21:47
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Среда, 13.02.2013, 05:30 | Сообщение # 12
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Любовь, благодарю за столь развернутый и аргументированный ответ. 

Как вы полагаете, указанные вами тенденции характерны только для России? 
Страны СНГ например живут в ином эстетическом пространстве?
А страны Восточной или западной Европы? США?

---------------- 
Целые темы докторских диссертаций формулируются на форуме))) smile
 
beigenethДата: Суббота, 16.02.2013, 23:52 | Сообщение # 13
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Прошу прощения за долгое молчание, было много работы.
По существу вопроса мне, честно говоря,  немного есть сказать. Только полгода занимаюсь этой проблематикой, ещё не прослежены параллели с другими странами, хотя в дальнейшем планируется и это, конечно. О Европе толковать совсем не берусь, а вот по мотивам своего почти полугодового проживания в США могу порассуждать. Как мне помнится, для Америки более характерна музыкальная поэзия, там даже в далёкой провинции редкий вечер проходит без выступления музыкантов на центральной площади, и соответственно, авторская поэзия в ходу. Но что касается непосредственно поэтического акционизма - ни разу в Штатах наблюдать не довелось. Мне кажется, это - феномен, развитию которого в России мы во многом обязаны деятельности Лаборатории Поэтического Акционизма. Само явление, конечно, отнюдь не ново и восходит не только к модернистским литературным практикам: дадаизму, сюрреализму и более позднему шозизму, но, пожалуй, ещё к античной декламации, в том её изводе, который был тесно связан с театральным перфомансом. Американские музыкальные перфомансы, конечно, тоже своего рода мелодекламации, но к поэтическому акционизму в российском варианте они имеют весьма опосредованное отношение. Их роднят лишь общие корни.

Добавлено (16.02.2013, 23:52)
---------------------------------------------
Точно подмечено. Ещё пара недель - и если не диссертацию, то подборку тезисов по архивам наших бесед точно можно будет издать prof


Сообщение отредактировал beigeneth - Воскресенье, 17.02.2013, 00:10
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Воскресенье, 17.02.2013, 06:30 | Сообщение # 14
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Любовь,
 благодарю
Очень интересно с вами беседовать.
 
zero634Дата: Воскресенье, 17.02.2013, 11:27 | Сообщение # 15
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитата (zero634)
Литературовед не «поверяет искусство наукой», а ищет актуальную связь литературы и реальности: «улавливает» тревожные сигналы, подчас неосознанно
подаваемые художником, и торопится предупредить общество
Приветствую Литературоведов!
А насколько нужны Ваши "предупреждения" обществу? После распада СССР общество атомизировалось и до сих пор не только не собирается кристаллизоваться, но и даже объединиться хотя бы в "молекулы". Каждый живёт в своей "скорлупе", своими личными интересами. Баланс между "личным" и "общественным" абсолютно смещён в сторону "личного", разрушая государство и это трагично. Коммунистическая идеология, насаждавшаяся 70 лет до сих пор вызывает отвращение или как минимум недоверие к коллективизму, а без него баланс не восстановить.. Где выход из этой ситуации? Или опять распадёмся на княжества? Дезинтеграционные процессы уже видны невооружённым глазом в Евросоюзе, но в Испании или в Греции не было коммунизма. Реальность уже давно даёт тревожные сигналы. Только вот "обществу" это "фиолетово"...

С уважением,
Юрий
 
beigenethДата: Воскресенье, 17.02.2013, 23:26 | Сообщение # 16
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Спасибо, Оксана, это взаимно. А для меня наши беседы оказываются ещё и весьма полезными: мысли в порядок приводят.

Добавлено (17.02.2013, 23:26)
---------------------------------------------
Юрий, и вам здравствуйте.
"Насколько нужны наши предупреждения" покажет время. За всё "общество" автор этой скромной статьи, пожалуй, не в ответе. Да и "общество" в том фрагменте, который вы изъяли из контекста, было своего рода метафорой. Имелось в виду научное сообщество, конечно же. Как ни крути, наука - штука элитарная, с обществом напрямую её продукты взаимодействуют редко. 
Что до описываемых вами тенденций, да, они имеют место быть, но я бы так не драматизировала. Иногда доброе лихо лучше, чем лихое хорошо. Это я к вопросу о коллективном и индивидуальном. Кстати, мне показалось, что когда вы говорите о тенденции к индивидуализации, то, по большей части, имеете в виду политический сепаратизм.  А это, согласитесь, не одно и то же. Меня больше интересует социально-психологический аспект дезинтеграционных процессов, вас, как я поняла, политический. Но лучше с самого начала уточнить предмет.
С уважением, Любовь.

 
zero634Дата: Понедельник, 18.02.2013, 11:55 | Сообщение # 17
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитата (beigeneth)
Как ни крути, наука - штука элитарная, с обществом напрямую её продукты взаимодействуют редко.
  С такой постановкой вопроса невозможно не согласиться.. Тем более в наше время узких специализаций. wacko  Анекдот в тему:
Приходит мужик к окулисту, врач его спрашивает с каким глазом проблемы.
- С правым,- отвечает мужик.
- Извините, ничем не могу помочь.. Я специалист по левому глазу.. biggrin

Спасибо за ответы и удачи Вам!
С уважением,
Юрий
 
beigenethДата: Вторник, 19.02.2013, 20:12 | Сообщение # 18
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Спасибо, анекдот действительно в тему yes
И вам добра.
С уважением, Любовь.
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Четверг, 21.02.2013, 06:27 | Сообщение # 19
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Любовь, желаю вам новых горизонтов и личных открытий в научной работе!
Верьте в себя и прислушивайтесь к своим чувствам и пониманиям.
Ваши идеи очень ценны, так что, полагаю, у них (и у вас конечно) - большое будущее!
Удачи!
 
Форум » Обсуждение докладов конференции » Трансгрессия социокультурного пространства (2013) » Бехметьева Л.Ю. (Стратегии идентичности в поэзии «нулевых»: условия порождени)
Страница 1 из 11
Поиск: