Приветствую Вас Гость!
Суббота, 25.11.2017, 12:29
Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Форум » Обсуждение докладов конференции » Трансгрессия социокультурного пространства (2013) » Колокольников И.А. (Социальная сила музыки)
Колокольников И.А.
АдминистраторДата: Четверг, 31.01.2013, 17:52 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 345
Репутация: 0
Статус: Offline
Социальная сила музыки
Прикрепления: 4763719.docx(32Kb)
 
YadwigaДата: Понедельник, 04.02.2013, 00:11 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 65
Репутация: 1
Статус: Offline
Здравствуйте. Спасибо за Вашу статью. Понравилась сама тема, близкая мне как меломану, а также ясная,логичная и убедительная аргументация.

1. Скажите,как Вы считаете, целесообразно ли разделять пропагандистскую и воспитательную функцию музыки? Ведь любая пропаганда несет в себе воздействие.
2. Как быть с вечной проблемой"хорошая музыка"? Ведь у каждого человека свой музыкальный вкус, и можно ли устанавливать критерии "хорошей" и "плохой" музыки?
С уважением,


Вера Павленко
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Четверг, 07.02.2013, 09:51 | Сообщение # 3
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Добрый день, Иван Арсеньевич

Спасибо за интересный доклад.

У меня философско-культурологический вопрос возник.
Как вы считаете, в какие исторические периоды возникают  и как именно формируются социальные условия для преобладания определенного типа музыки? музыкальных предпочтений? ожиданий? вдохновение? и т.д.

Эти процессы управлемы кем-то или формируются на уровне коллективного бессознательного?
 
NadezhdaДата: Четверг, 07.02.2013, 12:52 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 119
Репутация: 2
Статус: Offline
Здравствуйте, Иван! 
Спасибо за интересную и и полезную статью. И тем, чем Вы занимаетесь на радио, очень важное дело.
Действительно, музыка очень сильна, особенно та, которая вдохновляет, побуждает к чему-то. Если про советское время можно было сказать, что такую музыку "делают", то сейчас.... Конечно, Великие песни советских времён не забыты, они звучат в фильмах, на некоторых праздниках, по радио и т.д. Но с каждым годом всё меньше и меньше. Поколение, которое помнит эти песни постепенно сменяется новым, молодым, а вот они уже мало вспоминают об этих песнях. Как Вы думаете, какова дальнейшая судьба этих произведений? Нужно ли их сохранять (конечно, я дума, да) и как это делать? Кто этим должен заниматься?


С уважением,
Надежда Бакушкина.
 
Ivan_KolokolnikovДата: Среда, 13.02.2013, 15:01 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 1
Статус: Offline
Здравствуйте! Благодарю всех за интерес к моей работе. Прошу прощения за задержку с ответом. Две недели был отъезде.

Здравствуйте. Спасибо за Вашу статью. Понравилась сама тема, близкая мне как меломану, а также ясная,логичная и убедительная аргументация. 

[/size][size=8]1. Скажите,как Вы считаете, целесообразно ли разделять пропагандистскую и воспитательную функцию музыки? Ведь любая пропаганда несет в себе воздействие.
 
[/size][size=8]2. Как быть с вечной проблемой"хорошая музыка"? Ведь у каждого человека свой музыкальный вкус, и можно ли устанавливать критерии "хорошей" и "плохой" музыки? 

[/size]
1). Еще до написания статьи я довольно долго размышлял над этим вопросом. В итоге решил, что разграничить эти понятия необходимо, поскольку разница между ними велика. Пропагандистская и воспитательная функция музыки, действительно, очень похожи друг на друга и в некоторых случаях достаточно трудно понять, с чем именно мы имеем дело. Но я считаю, что все-таки необходимо их разделить. Под воспитательной стороной я понимаю привитие человеку тех или иных качеств, внушение т.н. «общечеловеческих ценностей», понятий о добре и зле и т.п.

А вот пропаганда в музыке (и не только в музыке) – это, можно сказать, пиар той или иной идеи, социального течения и т.п. Не могу не заметить, что многие идеи основаны как раз-таки на общечеловеческих ценностях, поэтому очень трудно понять, воспитывает нас идеологизированная музыка или пропагандирует что-то. Допустим, ни для кого не секрет, что коммунистическая идеология построена на вечных принципах свободы, братства и равенства, заимствованных из христианского вероучения. И вот перед нами, допустим, советская песня про комсомольскую дружбу. С одной стороны, это пропаганда комсомольского движения, идеологических ценностей того времени. С другой стороны, здесь есть что-то более высокое. Дети, воспитанные в подобной атмосфере и истинно почувствовавшие ее, в большинстве своем, не могут быть террористами и убийцами. Правда, к данному примеру хочется сказать, что песня, которую мы здесь рассматриваем, должна быть и качественной, и убедительной. Разумеется, не все песни советской эпохи таковы. Но ведь так и должно быть. Не могут же все произведения быть шедеврами, иначе бы и понятия «шедевр» не существовало. Впрочем, вернемся в основной теме размышлений…

Вне всякого сомнения, и воспитание, и пропаганда влияют  на внутренний мир человека и на то, как он ведет себя в социуме. Но воспитание – нечто более широкое и фундаментальное. Пропаганда – это всего лишь воспитание со своеобразной окраской. Допустим, политической.  Возможно, пропаганду стоит рассматривать как вид воспитания.

2). Это, действительно, очень сложный вопрос. Трудно провести грань между «хорошим» и «плохим». Понятия эти в высшей степени субъективные. Однако я бы попытался установить жесткий контроль в сфере музыкальной культуры, если бы мне только предоставили такую возможность. Я считаю, что истинный талант, талант от Бога пробьется и в таких условиях, а вот много «халтуры» будет отсеяно. Конечно, я не против некоторых экспериментов в музыке, но экспериментировать надо с умом и аккуратно. Допустим, обработка Шостаковичем иностранного фокстрота, изданная у нас на пластинке в середине сороковых годов, - это интересный эксперимент, достойный того, чтобы дойти до ушей слушателей, поскольку здесь есть некое «благородство», что очень важно для музыкального произведения. А вот смесь музыки из оперы «Кармен» с каким-то там твистом (слышал как-то) – это уже, простите меня, и вульгарно, и, как я считаю, посягательство на духовные ценности мирового значения. Большинство «модерновых» обработок классики, я считаю, рождены не подлинной любовью к классике, а тем, что авторы новомодных ритмов понимают, что более великих мелодий, чем классики, они не создадут. Ну и, к тому же, они хотят привлечь к себе внимание знакомыми мелодиями в незнакомом виде.

[size=8]Добрый день, Иван Арсеньевич 

Спасибо за интересный доклад.

У меня философско-культурологический вопрос возник.
Как вы считаете, в какие исторические периоды возникают и как именно формируются социальные условия для преобладания определенного типа музыки? музыкальных предпочтений? ожиданий? вдохновение? и т.д.
Эти процессы управлемы кем-то или формируются на уровне коллективного бессознательного?


Музыка всегда несла людям ту или иную идею, то или иное настроение, чувство… Мы сейчас говорим не о «трех аккордах», под которые можно лишь «балдеть» и расслабляться, а о музыке с каким-то замыслом, музыке, написанной по вдохновению, музыке с серьезным философским смыслом… Что касается формирования социальных условий для преобладания того или иного типа музыки, то они есть всегда. Но нередко в этих процессах участвует еще и некий суррогат, заменитель музыки, как сегодня. Если говорить о происхождении самих по себе условий для преобладания того или иного типа музыки, то влияет и политика, и экономика, и география страны, и еще многие факторы жизни общества, на первый взгляд даже не связанные с музыкой. Так, один известный композитор-классик любил хорошо поесть. Пища создавала ему хорошее настроение. В хорошем настроении его посещало вдохновение. Под вдохновением он писал музыку.

В большинстве случаев, процессы в музыкальном мире происходят спонтанно и предугадать, что будет завтра, невозможно. Но среди попыток управлять ими были и весьма действенные. Например, как известно, Сталин любил классическую музыку и постоянно посещал Большой театр. Поэтому при нем по радио и в концертах звучало крайне много классической музыки и, что главное, советские композиторы тогда работали под мощным воздействием произведений классиков. И я считаю, что это пример очень хорошего воздействия конкретной личности на музыкальные процессы. Хотя хочу заметить, что все написанное выше – рассмотрение конкретного примера. При этом я не идеализирую  Сталина. Идеальных людей, как известно, нет в природе.

Здравствуйте, Иван! 
[/size][size=8]Спасибо за интересную и и полезную статью. И тем, чем Вы занимаетесь на радио, очень важное дело. 
[/size][size=8]Действительно, музыка очень сильна, особенно та, которая вдохновляет, побуждает к чему-то. Если про советское время можно было сказать, что такую музыку "делают", то сейчас.... Конечно, Великие песни советских времён не забыты, они звучат в фильмах, на некоторых праздниках, по радио и т.д. Но с каждым годом всё меньше и меньше. Поколение, которое помнит эти песни постепенно сменяется новым, молодым, а вот они уже мало вспоминают об этих песнях. Как Вы думаете, какова дальнейшая судьба этих произведений? Нужно ли их сохранять (конечно, я дума, да) и как это делать? Кто этим должен заниматься? [/size][size=8]

Смена поколений – естественный процесс. И обновление вкусов, конечно, неизбежно. Оно шло своим чередом и в первой половине двадцатого века. Например, в конце двадцатых были в моде массовые, «монументальные» песни об индустриализации, уверенной поступи труда… Яркий пример такой песни можно найти в Интернете. Это «Марш летчиков» советского композитора Б.Шехтера. Потом пришли более легкие песни, «песни энтузиастов». Яркий пример – «Песня о встречном» Д.Шостаковича. И те, и другие песни кому-то могут нравиться, кому-то нет. Главное, что это были произведения, в художественном и идейном плане заслуживающие уважения.

Но во второй половине ХХ века, как я считаю, прекратилось развитие музыки в достойных традициях и со сменой поколений произошла не адекватная замена одного музыкального направления другим, а подмена настоящей музыки (в т.ч. настоящей песни) неким суррогатом. При этом надо отметить, что достойную музыку отнюдь не прекратили создавать. Просто она по ряду причин перестала быть массовой. Вот что важно для нас в социологическом плане.

Итак, во второй половине ХХ века упомянутый мной выше суррогат практически вытеснил настоящую музыку со сцены. С эстрады, по крайней мере. Произошло это постепенно, через некую «примитивизацию» мелодий и сведение на нет культуры исполнения произведений, особенно песен.

Именно поэтому нам необходимо бережно сохранять то музыкальное наследие, которое досталось нам от предков. Как? Ценителям необходимо объединяться в некие сообщества  и стараться распространять достойную музыку. Например, через Интернет. Вот, скажем, пример сайта, который достаточно серьезно выполняет эту миссию:

www.sovmusic.ru

Как человек, знающий лично многих участников этого портала, могу сказать, что большинство самых активных сайтчан – люди далеко не старые. И это о многом говорит. Ну а тем, кто работает в СМИ, просто необходимо сохранять лучшее из того, что оставлено нам предками. Автор прочитанной Вами работы старается это делать. Эффективно это все или нет, покажет время.

И.К.

Сообщение отредактировал Ivan_Kolokolnikov - Среда, 13.02.2013, 15:07
 
NadezhdaДата: Среда, 13.02.2013, 18:40 | Сообщение # 6
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 119
Репутация: 2
Статус: Offline
Спасибо за ответ, Иван!
Полностью согласна с Вами по поводу суррогата, который заполонил всё вокруг (приходится быть невольным слушателем примитивных бам-бам, бум-бум, которые действуют, как мне кажется, отупляюще на людей). Обидно на это всё смотреть. 
Я очень благодарна людям, которые сохраняют, распространяют и просто слушают достойную музыку (как ту, которую оставили нам предки, так и ту, котоая создаётся сейчас). 
Спасибо за ссылку)


С уважением,
Надежда Бакушкина.
 
YadwigaДата: Среда, 13.02.2013, 20:13 | Сообщение # 7
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 65
Репутация: 1
Статус: Offline
Ivan_Kolokolnikov
Большое спасибо Вам за такой подробный и аргументированный ответ. Однако, к сожалению,вся современная музыка движется в сторону переработок классики, именно переработок, выгодных с коммерческой точки зрения. Изменяются границы понятия "шедевр": "шедеврами называют и многие "попсовые" песни". не кажется ли Вам, что современная музыка видит свой путь в вытеснении прежних классических понятий о шедевре, заменяя е го на "однодневки"? И как с этим бороться?
С уважением,


Вера Павленко
 
Ivan_KolokolnikovДата: Четверг, 14.02.2013, 18:59 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 1
Статус: Offline
Когда "шедеврами" называют попсовые песни, как не вспомнить всем знакомый грибоедовский вопрос: "А судьи кто?" smile

Мне как раз-таки и кажется, что современная "музыка" старается вытеснить все классические традиции. Ее можно сравнить разве что со звуковым сопровождением религиозных обрядов африканскими дикарями. Дикари  в случае, если они движутся к цивилизации, должны сохранить национальные обычаи и традиции. Но превращать музыку в подобие обрядовых созвучий, которые слушают дикари, думаю, не стоит. smile

Бороться с суррогатом можно разве что через распространение в Сети, СМИ, среди знакомых и т.д. достойных произведений наших предшественников, а также тех немногих авторов, которые еще создают что-то в прежних традициях сегодня. В принципе, об этом я и писал выше.

Кстати, насчет осовременивания классики... Я вот только что из Москвы приехал. Там  гастролировала Латвийская национальная опера. Авторитет у нее достаточно высок, хотя в Россию прибалты  прислали, как потом выяснилось, далеко не звездный состав, который приносит ей славу. В Москву латыши привезли оперы "Лючия де Ламермур" и "Евгений Онегин". Я видел афиши и, конечно, с интересом бы сходил на эти спектакли. Но в Большой, где шли эти самые оперы, подготовленные латышами, так просто не попасть. И вот сажусь в самолет и беру для чтения "Вечернюю Москву".  И вот что читаю (см. интернет-версию):


http://www.vmdaily.ru/news/a-schaste-bilo-tak-vozmozhno1360498734.html

Кажется, комментарии излишни... И это происходит на сцене, где выступали С.Лемешев, И.Козловский, М.Рейзен и другие выдающиеся певцы.
Даже тогда, когда те, кто должен пропагандировать шедевры классики, занимаются профанацией (и ведь это не только латыши, а и наши очень часто), действительно, трудно делать что-то в противовес.  И тем не менее опускать руки не стоит.

С уважением, И.К.


Сообщение отредактировал Ivan_Kolokolnikov - Четверг, 14.02.2013, 19:02
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Пятница, 15.02.2013, 10:10 | Сообщение # 9
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Иван,

как можно инструментально измерить трансформацию музыки?
В ваших оценках сквозит личностная включенность (что вовсе не плохо) - но это рождает субъективизм.
Как сделать ваши выводы более объективными? Есть предложения?
 
Ivan_KolokolnikovДата: Пятница, 15.02.2013, 17:11 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 1
Статус: Offline
Согласен, что доля субъективизма в моих комментариях присутствует.
Однако, они построены не только на личных амбициях.

При оценке того или иного музыкального произведения считаю нужным рассматривать следующие факторы:

1). Оригинальность, новизну звуковых сочетаний (возможно, звучит не очень "музыкально",но мы пишем сейчас для широкой аудитории).

2). Сложность мелодии.

3). Если перед нами вокальное произведение, то необходимо оценить художественную значимость текста.

4). Сформулировать и оценить идею произведения. Вот это, как мне кажется, наиболее интересный с социологической точки зрения вопрос.

По этим параметрам можно сравнивать произведения какого-то жанра, созданные в разное время. Я считаю, если подойти к раскрытию каждого признака компетентно, то измерение трансформации музыки будет проведено весьма точно.


Сообщение отредактировал Ivan_Kolokolnikov - Пятница, 15.02.2013, 17:13
 
ЕленаДата: Пятница, 15.02.2013, 18:16 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Ivan_Kolokolnikov, для каждого отрезка времени свойственна разная музыка, темы, тексты, она отражает дух времени, ведь так? Какой, по-Вашему мнению, должна быть музыка этого времени? Что пропагандировать, какие темы поднимать, к каким действиям побуждать?
 
YadwigaДата: Пятница, 15.02.2013, 20:39 | Сообщение # 12
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 65
Репутация: 1
Статус: Offline
Ivan_Kolokolnikov,
Большое спасибо Вам за ответ. Действительно, ситуация в современной музыке связана именно с вытеснением классических традиций. Однако Вы доказываете в Вашем исследовании,что настоящее искусство вечно, и поэтому оно в конце концов возобладает над "попосвым искусством".
С уважением,


Вера Павленко
 
Ivan_KolokolnikovДата: Воскресенье, 17.02.2013, 15:34 | Сообщение # 13
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 1
Статус: Offline
[size=11][size=12]Ув. Елена! Вне всякого сомнения, музыка должна быть разной. Звучит банально, но с этим, я думаю, никто не поспорит. И, говоря о достоинствах сложной и глубокой по замыслу и содержанию музыки, я отнюдь не говорю, что ее надо слушать и исполнять всегда и везде. Было бы странно, если бы турист, шагающий по горной тропинке, затянул «Арию Каварадосси» из оперы «Тоска». В этой ситуации лучше подходит какая-то походная или даже авторская песня. Но все-таки хорошо, если это не будет примитивный набор слов под бряцание гитары. Не стоит забывать, что достойную авторскую песню тоже не каждый может сочинить. Впрочем, это явление заслуживает отдельного исследования, т.к.  в высшей степени противоречиво.

Так что сказать, какая должна быть музыка, сложно. Одно могу утверждать – музыка ни в коем случае не должна действовать на человека отупляюще, не должна (даже косвенно) внушать аморальные и асоциальные принципы. Музыка должна нести людям какую-то идею, какой-то образ, чему-то учить человека… Именно поэтому, как я считаю, представляют острую социальную опасность «песенки», которые поются от имени различных воров и заключенных. Если некоторая часть социума принимает такой продукт, значит, принимает воззрения и образ мыслей их героев. Вот над этим стоит серьезно задуматься. Авторы музыки и стихотворной части произведения (когда она есть) через свои творения должны нести в массы образы таких людей, каких мы хотели бы видеть вокруг себя, а также определенные моральные принципы.

И музыка наших дней, прежде всего, должна стать возвышеннее и содержательнее.[/size][/size]


Сообщение отредактировал Ivan_Kolokolnikov - Воскресенье, 17.02.2013, 15:44
 
Виктория_СолодоваДата: Понедельник, 18.02.2013, 17:57 | Сообщение # 14
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 120
Репутация: 3
Статус: Offline
Здравствуйте! Большое спасибо за очень интересную статью! 

 Скажите, как вы оцениваете вытеснение не только хорошей советской (в частности российской) но и как таковой  русскоязычной музыки из обихода россиян? Сегодня молодые люди часто предпочитают зарубежную музыку. Является ли зарубежная музыка конкурентом, или же  не стоит вовсе рассматривать ее в данном ключе?
И еще одно мое наблюдение... Сегодня часто замечаю среди своих знакомых, что молодежь ищет новую для себя музыку начиная от давно забытых исполнителей и до малоизвестных групп как российских, так и зарубежных. По-моему это хорошая тенденция, как вы считаете? Может это как раз то, о чем вы говорили " чтобы люди слушали хорошую музыку". Не могу сказать, насколько хорошую, но в любом случае "свою".  

 С уважением,
Виктория Солодова
 
TomomokaДата: Вторник, 19.02.2013, 17:16 | Сообщение # 15
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Здравствуйте!
Невероятно понравилась Ваша статья, особенно выбранная тематика!

У меня вопрос следующий, возможно, немного отвлеченный от основного содержания доклада:
Можно ли говорить о социальном влиянии музыки раньше XX века? Скажем, в XIX в.? Если да, то как оно проявлялось?

Заранее спасибо!

Студентка 3 курса ист. фак-та ИГУ,
Елизавета Баранова.


Сообщение отредактировал Tomomoka - Вторник, 19.02.2013, 17:19
 
Ivan_KolokolnikovДата: Вторник, 19.02.2013, 17:54 | Сообщение # 16
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 1
Статус: Offline
Ув. Виктория! Спасибо за отклик.
 

Относительно вытеснения русскоязычной музыки западной можно сказать, что явление это очень серьезное и, с моей точки зрения, негативное. Распространено мнение, что нация до тех пор является нацией, пока у нее есть свой язык. Так что делайте выводы. То, что молодежь по ряду причин более склонна слушать западную музыку, может быть вызвано двумя факторами - более высоким, по мнению молодежи, уровнем западной музыки или же кризисом национального самосознания.
С моей точки зрения, мы наблюдаем второе.

Зарубежная музыка, конечно, бывает разной, с точки зрения стилей и качества. Но во многих случаях наша молодежь слушает далеко не лучшие ее образцы.

Что касается поиска "своей" музыки, возможно, это положительная тенденция. Время покажет. smile

Зарубежная музыка, конечно, бывает разной, с точки зрения стилей и качества. Но во многих случаях наша молодежь слушает далеко не лучшие ее образцы.

Что касается поиска "своей" музыки, возможно, это положительная тенденция. Время покажет. smile

Елизавете:
 
Как мне кажется, музыка участвует в жизни общества еще с древних времен. Простейший пример - все тот же полковой оркестр, призванный подбадривать воинов. Не знаю точно, когда возникло это явление, но, конечно, еще до 19 века. И, на мой взгляд, это уже есть признание силы музыки.
 
С древности без песен и танцев не обходился ни один народный праздник, а праздник уже явление социальное. Можно, конечно, сказать, что песня была лишь неким фоном жизни и не оказывала существенного воздействия на людей. Но, по-моему, это не так. Возьмем хотя бы песню революционную. Если покопаться, участники всех революций пели какие-то песни. Казалось бы, борьба, не до музыки... Но, значит, нужны были им песни. Не даром в биографии Штрауса можно прочесть, что в молодости он поддержал революцию, играл для поднятия духа революционеров знаменитую "Марсельезу" и создавал революционные песни и марши. Речь о революции 1848 года (то есть это 19 век). Как мне кажется, востребованность музыки в переломные моменты есть очень значимый социальный факт...


Сообщение отредактировал Ivan_Kolokolnikov - Вторник, 19.02.2013, 18:26
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Четверг, 21.02.2013, 06:38 | Сообщение # 17
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 771
Репутация: 10
Статус: Offline
Иван,
желаю вам успехов в новых научных идеях, развитии научного поиска и реализации!!!
Успехов!

С уважением,
О.А.
 
Форум » Обсуждение докладов конференции » Трансгрессия социокультурного пространства (2013) » Колокольников И.А. (Социальная сила музыки)
Страница 1 из 11
Поиск: